Прокладка трубопровода в кожухах

Прокладка инженерных сетей осуществляется двумя способами – наружным (он же траншейный) и закрытым горизонтальным проколом (бестраншейный). Каждый из них имеет свои преимущества и недостатки, связанные со стоимостью работ, актуальностью для определенных участков местности и удобством контроля процесса работ и целостности создаваемого трубопровода.

Прокладка труб в футлярах (кожухах) возможна любым из этих способов, однако трубы, использовавшиеся непосредственно при прокладке проколом, могут быть только эксплуатационными, а не основными. То есть та труба, которой осуществляется формирование подземного лаза не будет транспортировать заданные вещества, а только заключит в себе рабочую трубу трубопровода.

Организация системы кожух-труба

Устройство кожухаСоединение основной трубы большого диаметра трубопровода с кожухом (крепление ТБД внутри футляра) может быть устроено разными способами. Например, на участках сети, пролегающих под железнодорожными путями или под автотранспортными узлами, согласно технике безопасности между основной трубой и кожухом устанавливают сальниковые уплотнения. Иногда достаточно изолировать основную трубу по внешней стенке, а для предотвращения повреждения изолируемого материала в процессе прокладки, трубу обкладывают деревянными рейками, либо используют более современные опорные кольца (ОНК). Эти работы производятся непосредственно на месте прокладки участка трубопровода.

Так как доступ для ремонтно-профилактических работ к основной трубе будет затруднен на протяжении всего времени эксплуатации, к изделиям предъявляются особые требования – они проходят весь спектр контрольных мер, включая дополнительные тестирования качества шва (если используются прямошовные ТБД). Сортамент труб, подходящих к монтажу в кожухах, а также характеристики самих кожухов вы можете посмотреть в разделе Продукция МТПЗ, а наличие требуемых изделий – в разделе трубная продукция на складе.

Как правило кожухи-муфты используют на особо ответственных участках трубопроводной сети. Поэтому трубы здесь подбирают с толщиной стенки, большей на 15-25 мм, чем у труб этого же трубопровода, но на обычных участках.

Укладка трубопровода в футляр

Рабочий трубопровод монтируют в кожух двумя основными способами: проталкиванием и протаскиванием.

Проталкивание. Для этого метода существует ограничение – номинальный диметр основной трубы должен быть до 1020 мм и требуется дополнительная техника – специализированные краны-трубоукладчики, причем машины должны быть рассчитаны на работу с грузами весом 12-35 тонн. К моменту монтажа кожух уже должен быть установлен в проектное положение, а доступ к нему организован в рабочем котловане. Перед непосредственно проталкиванием на дне котлована мостят направляющую дорожку. Она сооружается из рельсов, шпал и уголков. Готовую конструкцию смазывают солидолом для лучшего скольжения и предотвращения повреждения основной трубы при трении-пробуксовке защищающих ее деревянных реек. Прокладываемую трубу размещают на этих направляющих и только после этого к ближайшему торцу кожуха крепят натяжной ролик. Через этот ролик пропускают канат, на конце которого прикреплен крюк. После чего Крюк с тянущимся канатом устанавливают за стенкой основной трубы, а другой конец каната направляют к рабочей установке (крану). В процессе работы крана канат натягивается, создавая достаточное давление, чтобы протолкнуть трубу в кожух.

Протаскивание. Данный метод актуален для труб с номинальным диаметром от 1220 мм и более. Из специализированной техники применяются как краны-трубоукладчики и тракторы. Вместо кранов может быть организована система лебедок. Подготовительные работы для протаскивания аналогичны предыдущему методу – на дне котлована организуют направляющую дорожку и наносят смазочный материал. Однако есть и отличие – к торцу трубы предварительно приваривают скобу или специальный наконечник. Один конец троса будет крепиться как раз к нему. В котловане укрепляется оттяжной блок в том месте, где находятся тягловые механизмы, второй конец троса пропускается через этот блок. Таким образом можно монтировать трубопроводы, например, под водоемами, где основная тягловая установка будет располагаться на противоположном берегу. После прокладки трубопровода в футляре устанавливают сальники, организуют колодцы и т.д.

Нормы безопасности наружной прокладки футляров

Создавая наружные инженерные сети, следует учитывать ряд фактор-рисков. Они регламентируются соблюдением карт на монтажные процессы, а также безопасным и проектно верным размещением самого трубопровода и монтажного оборудования. Рабочую траншею следует укреплять, согласно установленным СНиП. Спецтехника, особенно крупногабаритная, должна размещаться на расстоянии от укрепленных краев траншеи, дабы избежать обвала грунта и обрушения/ската самих машин. Место проведения работ огораживают, а в городской черте еще и организуют освещение в ночное время.

Если на участке работ уже есть функционирующие кабели, их изолируют специальными деревянными коробами и «подвешивают» на организованные опоры.

Во время пневматических испытаний трубопровода, которые осуществляются непосредственно после укладки и сваривания элементов сети, организуют охранную зону. Ее длина 7-25 м в каждую из сторон от места проведения испытаний. Все люки, заглушки и фланцы отмечают сигнализирующими знаками, а на каждом отрезке в 200 метров вдоль трубопровода ставят посты охраны. В этот период любое устранение дефектов строго запрещено – ни подтягивать фланцы, ни переорганизовывать люки нельзя.

Нормы безопасности бестраншейной прокладки футляров

Выбирая данный метод монтажа труб, следует особое внимание уделить разборке грунта внутри трубопровода. как правило, особенно актуальным этот вопрос становится при прокладке трубы в кожух продавливанием. Допустимо выгребать попавшую землю вручную только если номинальный диаметр трубы превышает 1200 мм, а ее длина не более 40 метров. При этом рабочий может находиться внутри трубы не дольше 60 минут, а интервал тайм-аута, при этом, должен составлять 30 минут. Принудительная вентиляция в это время требуется в любой трубе, длиной более 10 метров. Стоит отметить, что к организации освещения при работах предъявляются также особые требования: напряжение сети должно быть не больше 36 В. А для участков с ограниченным пространством и в условиях повышенной влажности этот параметр еще снижается – до 12 В.